Особую роль в реализации дополнительных образовательных программ играет
методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса,
которое должно отражать известные положения педагогической теории и передовой практики.
Основными составляющими элементами методической деятельности являются:
Оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей.
Внедрение в практику Центра научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога.
Доведение до сведения педагогов нормативных документов.
Организация системы повышения квалификации педагогов.
Руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.
Основными задачами методической работы являются:
- организация оптимального учебно-воспитательного процесса на базе личностно-ориентированного подхода;
- оперативное решение учебно-воспитательных и научно-методических вопросов;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания;
- формирование оптимального учебного плана для Центра с учетом уровня развития и потребности обучающегося;
- разработка системы диагностики и мониторингов с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся;
- научно-методическое обеспечение проведения плановых мероприятий;
- работа с педагогическими кадрами (повышение уровня дидактической подготовки, создание творческих групп и т.п.).
Содержание и формы методической работы определялись в соответствии с направлением работы Центра.
Анализ методической работы показал, что необходимо повысить качество образования.
Для решения поставленных задач необходимо введение новшеств как средства преобразования, инновации.
Продолжение работы педагогов над созданием авторских программ, отработки содержания дополнительного образования и адекватных ему педагогических технологий.
Для усовершенствования этого процесса следует:
- разработать план непрерывного повышения квалификации сотрудников;
- продумать и реализовать возможности изменения режима и видов занятости педагога с учетом их активности в творческом самосовершенствовании, участии в городских, межрегиональных, международных конкурсах и конференциях;
- создать психолого-педагогическую службу;
- планировать совместную работу коллектива единомышленников по созданию новых форм, методов, педагогической системы;
- поддерживать индивидуальную активность новаторов, носителей идей и авторского стиля;
- совершенствовать формы массовой и досуговой деятельности детей и подростков;
- внедрять в учебный процесс информационные технологии.
В помощь педагогу:
Нормативные правовые и иные документы федерального значения
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании"
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.2014 г.№ 1726-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. 29.05.2015 г. № 996-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2,3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (приказ от 22.09.2021 г. № 652-н)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (от 18.11.2015 г. № 09-3242)
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством Просвещения России 28.06.2019 г. № МО-81/02вн)
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196)
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 882/391)
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (от 11.12.2006 г. № 06-1844)
Нормативные правовые и иные документы муниципального значения
Методические рекомендации:
Одаренные дети
- Программа выявления и поддержки одаренных детей на 2014-2020 гг. МБОУ ДО КГО "ЦВР"
- Отчет "Одаренные дети ЦВР" 2009-2010 гг.
Примерные формы документов
- Расписание работы творческих объединений (форма)
- Титульный лист к программе (форма)
- Форма для проектирования ДООП (2019)
- Календарно-тематический график_форма(2019)
- Информация для Навигатора (форма 2019)
- Протокол родительского собрания (форма)
- Личный комплексный план педагога (форма-пример)
- Заявление родителей о приеме ребенка в объединение ЦВР (от 01.09.2022)
- Статистический отчет по Навигатору для педагогов
Отчетность
для педагога-организатора
- Отчет педагога-организатора годовой (форма) 2019
- Отчет о результатах реализации программы (2019)
- План работы на уч.год для педагога-организатора (форма)
- План работы на месяц для педагога-организатора (форма)
для педагога дополнительного образования
- Годовой отчет педагога дополнительного образования (2019)
- Критерии показателей уровневого дополнительного образования (2019)
- Таблица показателей диагностики (2019)
- Электронные списки для заполнения (формы и пример заполнения)
Методическая копилка
- Презентация Семинар по проектированию ДООП (06.11.2019)
- Организация массовых мероприятий
- Учебное занятие
- В помощь педагогу-организатору
- Виды методической продукции